mcaroff (mcaroff) wrote,
mcaroff
mcaroff

Сверхлегкая авиация — страшная и опасная штука?!

Оригинал взят у akeon в Сверхлегкая авиация — страшная и опасная штука?!
После моего поста с подарочными сертификатами, Люба (aka alisa_liddell) разместила у себя закрытый пост, где поделилась радостью приобретения подарка для мужа. Так вот, в этом посте был один коммент, который меня сначала разгневал. Потом, подумав, я решил обратить гнев в продуктивную дискуссию. А теперь, полагаю, будет полезно вынести эту дискуссию на всеобщее обсуждение. К сожалению, авиация — такая хитрая область, которая так или иначе касается многих, и вокруг авиации существует огромное число разных профанов, «имеющих точное мнение, или знакомых с которыми случилось, или друзей, которые летают и которые говорили, а им можно доверять». Но в авиации столько нюансов, которые человеку со стороны бывают не то что непонятны — большинство даже не подозревают об их наличии! — что спекуляций вокруг безопасности полетов, различных происшествий и катастроф плодится бесконечное количество.

С некоторых пор я стал считать своим долгом не только дарить людям полет, но и делиться тем, что происходит внутри этого огромного мира, именуемого Авиацией. Притом, так как лично я имею отношение к довольно узкому его фрагменту — сверхлегкой авиации — то и рассказываю лишь о том, в чем уже разбираюсь лично. При этом, чем дальше, тем больше понимаю ответственность не только за полет, но и за каждое публично произнесенное слово. Я понимаю, что все равно найдутся любители «отинтерпретировать» и «разъяснить как оно на самом деле». Уповаю лишь на то, что я, хотя и заинтересованное лицо, но, все-таки, в первую очередь, человек, который безумно любит небо и хочет летать долго и счастливо, делясь радостью полета с окружающими. И все мое оружие — правда, и реальность, которую я лично наблюдаю и создаю своими полетами.

Вот об этой правде и реальности я хочу поговорить.


Для начала вернусь к Любиному ЖЖ и процитирую пост, который вызвал во мне негодование:
«Главное что бы сели. А то с этими СЛА (сверхлегкая авиация — А.)... Почти как с мотоциклами только в случае чего выживать уже нечему :(. Пока будет в небе молись чтоб ничего не отвалилось от этой странной птички и борей не вздумал резко поменять настроение.»

Потом еще:
«Очень на это надеюсь. у меня оч хороший знакомый разбился на такой хреновине. увлеченный был, рекордсмен россии по длительности полета и вообще отличный спортсмен. всю нашу компашку тогда затащил в свой дельтаклуб. пока живой был. а потом бац и нету мужика.»

И еще (уже в ответ на мое, признаюсь, не самое вежливое возмущение):
«Не умничайте. Мотоциклисты они тоже думают то на машине едут. До первой аварии. А в случае СЛА — аварии — фатальны. любая техника отказывает. Я тоже весьма восторженного мнения о СЛА был пока друг не разбился.»

На это я ответил так подробно и развернуто, как смог — в надежде, что человек найдет силы перешагнуть через свое горе и услышать доводы разума от человека, который три года в этой теме, налетал какие-никакие, а свои 60 часов и успел лично побывать в паре неприятных ситуаций. Итак, вот мой ответ, который, я уверен, будет полезен для прочтения всеми читателями моего журнала, и даже хорошо если выйдет за его рамки.

«Я не буду обсуждать причины гибели вашего друга — в среде летчиков не принято делать умозрительные заключения. Тем более, что я вам сочувствую.

Но ваши рассуждения, основанные лишь на самом факте этого события, совершенно дилетантские. У меня были случаи отказов. У каждого летчика, которые со мной летают (кроме, разве что, совсем начинающих) какой-нибудь случай, да был. Техника отказывает — тут вы правы. Но вот то, что в случае сверхлегкой авиации они фатальны — это совершеннейшая чушь. Я за три года достаточно много чего успел увидеть. Так вот, исходя из моего опыта, из практики более опытных коллег, летающих на десятилетия дольше меня, я видел, что все фатальные случаи — это когда пилот чего-то не учел. Вы, наверное, не в курсе, но на дельталетах (это я просто в качестве примера) многие системы дублируются. Это касается самых ответственных узлов. Если у пилота есть голова на плечах, он способен свести риски к минимуму.

Вот вам живые примеры (причем, самые вопиющие, замечу): у моего инструктора перед посадкой от педали оторвался тросик газа — недоработка конструкции конкретной модели аппарата. Пассажиром у него в это время был мой родственник. Ситуация, в которой это произошло, была настолько неудачной, что другой мог бы и не справиться. Инструктор, летающий на балансирной технике с 86-го года сделал все, чему учил и нас, своих курсантов: если нет запаса высоты, посадка строго перед собой — что бы там ни было. Поломал крыло, немного повредил аппарат. Ни пилот, ни пассажир не пострадали. Выводы сделали, тросик и его крепление заменили, конструкцию изменили. В начале каждого (!) летного дня этот узел проверяется с особым вниманием. Плюс — самое важное — меняем технику, выбираем другой аппарат, от фирмы с мировым именем и большой практикой себя зарекомендовавшей.

А другой случай окончился нехорошо. Начинающий паралетчик, купив свой аппарат, взявший четыре урока и решивший, что этого достаточно, решил «просто поездить с крылом по полю», при этом еще не счел необходимым пристегиваться. До этого он уже «целых четыре раза самостоятельно взлетал». Не справился с выводом крыла в устойчивое положение, его развернуло, рука попала под винт. Лишился двух пальцев. Выводов не сделал, их за него сделали другие: на аэродроме он больше не имеет права запускать аппарат без ведома нач. аэродрома.

Чувствуете разницу между одним случаем и другим? В одном вопиющий и редчайший отказ техники, и все живы. В другом — исправная техника и потерянное здоровье.

В летном деле всякое бывает. Но фатальны не отказы. И уж тем более не сверхлегкая авиация. Фатальность в голове летчика.

Вы, пожалуйста, не думайте, что пилоты — это такие безголовые идиоты, у которых в глазах доллары и страсть к экстриму. Даже если такие и попадаются (без подобных людей, увы, ни в каком деле не обходится), то их меньшинство, ибо долго не живут. Большинство же — это люди, которые любят летать, и хотят это делать долго и счастливо, а не в больнице или гробу валяться. У них семьи и дети, им так же как и другим есть что терять.

Так что я прошу вас не грести под одну гребенку всю сверхлегкую авиацию (тем более, вы, похоже, не очень-то и разбираетесь во всем ее многообразии и особенностях). Постарайтесь перешагнуть через свою боль и посмотрите непредвзято на тысячи людей по всему миру, летающих на крошечных аппаратах. Летающих на них, между прочим, даже вокруг земного шара."

Как-то так, друзья. Как было верно написано в книге известного украинского дельталетчика, «все аварии и летные происшествия случаются в голове пилота». Техника подводит — да, такое бывает. И меня подводила. Но если быть собранным и внимательным, тренироваться, то риски можно свести к приемлемому минимуму. Тогда как радость от полета — я точно знаю :)! — ее ни с чем другим даже близко не сравнить.

Tags: авиация, дельталёт, люди, про жизнь, тексты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments