mcaroff (mcaroff) wrote,
mcaroff
mcaroff

100 лет 100-му

 Сегодня испонилось бы 100 лет легендарному лётчику-асу Второй Мировой Войны Покрышкину Александру Ивановичу.


Родился Александр 6 марта 1913 года и жил в Новосибирске (на том момент Новниколаевск). Окончил семилетку и пошел работать на стройку. В 1930 году, преодолев нежелание родителей, поступил в техническое училище.



  Отучившись 18 месяцев добровольно ушел в армию, где попал в авиационную школу. Правда, стать летчиком сразу ему не удалось - школу перепрофилировали в техническую и на все 40 рапортов о переводе на лётное отделение он получил отказы. Так Александр Иванович в 1933 году стал авиационным механиком. Стоит отметить, что механиком он стал отличным. Получил должность старшего техника авиазвена 74-й стрелковой дивизии. На его счету несколько улучшений к пулемёту ШКАС и ряду других элементов вооружения.


Два года Александр учился в Краснодарском аэроклубе. А в 1938 году в тайне от руководства прошел годовую программу гражданского пилота всего за 17 дней!!! Что и позволило Александру Ивановичу окончить лётную школу с высшими оценками в 1939 году. В звании лейтенанта он распределился в 55-й истребительный авиационный полк Одесского военного округа.

В 1941 году старший лейтенант Покрышкин  назначен заместителем командира эскадрильи. Он одним из первых в полку освоил новейший истребитель МиГ-3, на котором и встретил начало войны.


Первая воздушная схватка Александра сложился крайне неудачно. По ошибке он сбил советский бомбардировщик Су-2 211 бомбардировочного полка. Его пилот выжил, но штурман погиб.
  
   «Было и такое: идём на задание, к нам пристраиваются два МиГ-3. Думаем, лететь с истребителями надежнее. Вдруг происходит      невероятное — один из МиГов точными выстрелами сбивает командира нашей эскадрильи и набрасывается на мой самолет. Покачиваю машину с крыла на крыло, показываю наши опознавательные знаки. Это помогло… МиГ отошел в сторону…

Спустя много лет, когда я учился в Академии Генерального штаба, рассказал об этом случае своим однокурсникам. В нашей группе учился трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин. Он попросил меня повторить рассказ.

Пересказал снова.

«Это был я», — смущенно и расстроенно заявил он.

«Шутишь, Саша?»

«Да какое там „шутишь“! В начале войны я действительно сбил Су-2. Был со мной такой страшный случай, не знал самолеты Сухого, ведь они появились в частях перед самой войной, а вид у них совсем необычный — подумал, что фашист…»

— из рассказа Героя Советского Союза, маршала авиации И. И. Пстыго Л. М. Кузьминой

Этот сбитый Су-2 ему еще долго припоминали и начальство, и особисты.
На следующий день Александр одержал свою первую победу, завалив во время разведки Messerschmitt Bf-109.

 Первые дни войны показали, что тактика ведения воздушного боя устарела и требует кардинальных изменений. Покрышкин завел блокнот, в который записывал детали воздушной схватки и делал детальный анализ. Он одним из первых стал практиковать «свободную охоту». Его тактику и боевые приёмы распространили на всех фронтах.
  В конечном итоге труды Александра Ивановича до сих пор изучаются курсантами лётных военных училищ.

 Поздней зимой 1942 его полк был отозван с фронта, чтобы освоить новый тип американского истребителя «P-39N Аэрокобра». Во время тренировок Покрышкин часто расходился во мнениях с новым командиром полка Исаевым, который не принимал критики Покрышкиным советской военной авиадоктрины. Командир сфабриковал дело против Покрышкина в полевом суде, обвинив его в трусости, отсутствии субординации и неподчинении приказам. Однако высшая инстанция оправдала его.

 Бортовой номер первой «Аэрокобры» был 13, на следующем самолете бортовой был трехзначный, но в качестве позывного непроизносимый, поэтому Покрышкин взял позывной − 100.


  В январе 1943 16-й гвардейский авиаполк был послан за границу, в Иран, чтобы получить новую технику. Полк вернулся на фронт 8 апреля 1943. Во время первого же своего вылета на новом самолёте «Аэрокобра» Покрышкин сбил Bf-109. На следующий день 9 апреля он смог подтвердить ещё 2 из 7 сбитых им самолётов. Всего в этот период Покрышкин записал на свой счёт десять сбитых Bf-109. Покрышкин получил своё первое звание Героя Советского Союза 24 апреля 1943, звание майора ему было присвоено в июне.

  В 1943 Покрышкин воевал на Кубани против прославленных немецких истребительных авиасоединений. Его новые тактические приёмы для патрулирования воздушного пространства: такие как «скоростные качели», «кубанская этажерка» и использование наземных радаров, а также продвинутая наземная система контроля принесли советским ВВС первую большую победу над люфтваффе.


 В большинстве вылетов Покрышкин брал на себя самую трудную задачу — сбить лидера. Как он понял из опыта 1941—1942, подбить лидера значило деморализовать противника и часто этим заставить его вернуться на свой аэродром. Вторую звезду Героя Советского Союза Покрышкин получил 24 августа 1943.

 19 августа 1944, после 550 боевых вылетов и 53 официальных побед, Покрышкин был награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза в третий раз. Он стал первым трижды Героем Советского Союза в стране. Всего за годы войны Покрышкин совершил 650 вылетов, провел 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолетов лично и 6 — в группе. Это далеко не все его победы. Многие победы просто не учтены из-за утери документов или были переданы им своим ведомым.

 Сам Александр Иванович по этому поводу говорил, что эти не посчитанные самолеты все равно пойдут в общий счет Победы.


 После войны Покрышкин служил на командных должностях в ПВО. В 1948 году окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе. В 1949-1955 годах - заместитель командира 33-го истребительного авиакорпуса ПВО, командир 88-го истребительно-авиационного корпуса ПВО во Ржеве. В 1957 году окончил Военную академию Генерального штаба. После окончания академии служил начальником истребительной авиации Северо-Кавказской армии ПВО. С августа 1959 по июль 1968 года - командующий Киевской (с 1961 - 8-й отдельной) армией ПВО, одновременно в 1961-1968 годах - заместитель командующего войсками Киевского военного округа по войскам ПВО.

В 1968-1972 годах - заместитель главнокомандующего Войск ПВО страны.

В 1972-1981 годах - председатель ЦК ДОСААФ СССР.

16 декабря 1972 года ему присвоено воинское звание «маршал авиации».


С ноября 1981 по ноябрь 1985 года - военный инспектор-советник Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

Кандидат военных наук (1969). Кандидат в члены ЦК КПСС с 1976 года. Избирался депутатом Верховного Совета СССР 2-10 созывов. В 1979-1984 годах - член Президиума Верховного Совета СССР.

Александ Иванович скончался 13 ноября 1985 года. Похоронен в городе-герое Москве на Новодевичьем кладбище.


"Подвиг требует мысли, мастерства и риска" - девиз А.И. Покрышкина
Tags: ВОВ, Покрышкин, СССР, авиация, история, истребители, люди, самолёты, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments